С 30 июня по 2 июля 2016года в Орше пройдет IVМеждународный фестиваль тепловых аэростатов                          «Мирное небо Оршанщины»

Идея создания воздушного шара получила широкое распространение в XIX веке, апогеем чего стало появление Монгольфьера – аэростата, унаследовавшего название от имени своих изобретателей, братьев Монгольфье.

Аэростаты активно используются и по сей день: они служат для развлечения туристов, запуска метеорологических зондов и даже установления новых мировых рекордов.
image001

1. В основе работы воздушного шара (монгольфьера) лежит принцип, открытый еще древнегреческим мудрецом Архимедом. Он заключается в том, что горячий воздух имеет меньшую плотность, чем холодный, а соответственно меньший вес. Благодаря этому, нагретый воздух поднимается вверх, увлекая за собой купол воздушного шара и все, что к нему прикреплено. Как правило – гондолу, в которой находятся люди и горелка, нагревающая воздух в куполе.

2. Вместо горячего воздуха можно использовать также газ, который легче воздуха даже при невысокой температуре: гелий или водород. Проблема заключается в том, что оба этих газа крайне горючие, поэтому, при неаккуратном с ними обращении, воздушный шар запросто сможет превратиться в шар огненный.
image002

3. Полностью отказываться от «услуг» легких газов аэронавты все же не захотели. Сейчас активно используются так называемые комбинированные шары, использующие одновременно легкий газ и горячий воздух. Именного к такому типу шаров принадлежал знаменитый Breitling Orbiter 3, экипаж которого совершил облет Земли чуть менее, чем за 20 суток.

4. Никогда не задавались вопросом, почему воздушные шары летают только в солнечную или, по крайней мере, сухую погоду. Причина не в том, что яркий купол шара красиво смотрится на фоне синего неба – все дело в безопасности. Вода, попадая на горячий купол шара, начинает закипать и может повредить ткань шара, что гарантирует экипажу жесткую посадку с непредсказуемым исходом.
image003
5. Впрочем, жесткая посадка может случиться и с абсолютно целым куполом – при приземлении гондола нередко заваливается набок. Именно поэтому летать на воздушных шарах не рекомендуют детям, беременным женщинам и людям с особыми физическими потребностями.

6. Аэростаты широко применялись во время Второй мировой войны, особенно в Великобритании, сильно пострадавшей от нацистских бомбежек. Заграждение из аэростатов, расположенных на небольшой высоте, вынуждало пилотов бомбардировщиков подниматься на большую высоту, откуда бомбы падали вовсе не так точно.
image004

7. Купол воздушного шара не обязательно должен иметь узнаваемую форму «перевернутой груши», очень часто их стилизуют под разных персонажей и объекты. Например, в 1998 году состоялся полет воздушного шара, купол которого был выполнен в виде маскота батареек Energizer: игрушечного кролика розового цвета. Высота этого кролика составляла более 50 метров, благодаря чему он вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой воздушный шар в мире.

8. Гондолы абсолютного большинства воздушных шаров до сих пор являются громадными корзинами, сплетенными из лозы и ротанга. Почему же не использовать более современные материалы? Дело в том, что плетеная корзина имеет наилучшее соотношение максимальной прочности при минимальном весе – два очень важных для гондолы показателя. Но одной лозой дело, разумеется, не ограничилось: прочность каркаса корзины обеспечивают стальные тросы. Этими же тросами корзина крепится к куполу.
image005

9. Единственным средством управления воздушным шаром является горелка, играющая роль своеобразного «штурвала». Пилот аэростата, регулируя высоту полета, «ловит» необходимые потоки ветра, которые двигают шар в нужном направлении. На разных высотах ветер может дуть в разных направлениях.

10. Стоит сказать, что для нагревания воздуха в куполе воздушного шара могут служить не только горелки, но и тепловая энергия солнца. По такому принципу был создан купол американского воздушного шара «Солнечный светлячок», который отправился в полет летом 1973 года. Зрелище это было поистине жуткое: купол шара был черного цвета для лучшего улавливания тепла и выглядел как огромное черное пятно в небе. Это одна из причин, по которой такие шары не получили широкого распространения.  

image006

Печать